Заседание №11 (625) от 08 ноября 2023. Бизнес-заседание
Бизнес-заседание.
- Чем отличается бизнесмен от предпринимателя?
- Что такое РОИ и как внимание к этому показателю поможет в выстраивании мотивации для сотрудников?
Ведущий заседания: Николай Попов
Николай Попов про разницу между бизнесменом и предпринимателем
Предприниматель не равно бизнесмен.
Когда дело замыкается на одном человеке – это предпринимательство, даже если огромная контора.
Предпринимателю на рентабельность капитала наплевать, он делает людей счастливыми и ему хорошо от этого.
Если мы бизнесмена вынимаем из операционной деятельности – ничего не произойдёт.
Бизнесмен – не зависит от бизнеса, оценивает бизнеса, может продать в любой момент.
Бизнесмен – не мыслит, что это моё детище, для него основной показатель – рентабельность капитала.
Если миллион положить на депозит – можно заработать за год 140 000 ₽ на процентах.
Или можно открыть киоски – заработать те же деньги и сделать 1 000 людей счастливыми и быть тоже счастливым.
Вот 2 варианта размышлений для бизнесмена и предпринимателя.
Кто наш Оганез – предприниматель или бизнесмен? От этого будет зависеть мотивация о котором мы сегодня будем говорить.
Иванов: я приношу людям счастье посредством обеспечения безопасности и сейчас понял, что на этом далеко не уедешь; поэтому начинаем выстраивать бизнес-процессы, при этом выстраиваем бизнес с условием любви к клиентам, поэтому считаю, что можно сделать коллаборацию бизнеса/предпринимательства. И мне близка фраза:
деньги – есть побочный продукт твоей деятельности.
С этого бизнесы и начинаются – с любви к чему-то. Когда происходит развитие – появляются инвесторы, а им интересны деньги, финансовые результаты.
Пример.
Рентабельность в банке 10 %. Бизнесмен, положив 1 000 000 ₽, на выходе получает 1 100 000 ₽. Задача бизнесмена забрать и свои деньги и профит.
Предприниматель на 1 000 000 ₽ покупает цветы, делает несколько циклов продажа-покупка. На выходе получает 150 000 ₽ прибыль и 1 000 000 ₽ в цветах. При этом делает вывод, что рентабельность 15 % и это выше, чем в банке и потому привлекательнее для него. Он не учитывает, что 1 000 000 ₽ остаётся в цветах, в товаре – пользоваться ими нельзя (в отличии от первой схемой с депозитным счётом).
Предприниматели не считают сколько раз вложили деньги. А это риски. До определённого момента выгоднее просто в банк положить.
Николай Попов о мотивации сотрудников
Человек хочет 3 вещи: есть, спать, продолжаться.
Как только встаёшь с кровати – начинает действовать внешняя среда, возникает выход из зоны комфорта.
Мотивация – это всегда выход из зоны комфорта.
Не материальная мотивация – в большей степени манипуляция, материальная – та же манипуляция, только с участием денег.
Люди хотят находиться в зоне комфорта.
Всё остальное: мотивация, стимуляция – всё это за зоной комфорта.
Поговорим про формулу.
ROE = Чистая прибыль / Собственный капитал компании
Задача увеличивать числитель и снижать знаменатель.
За числитель «чистую прибыль» отвечают продавцы, маркетологи.
За знаменатель «капитал» – бухгалтера, снабженцы.
На картинке айсберг – сверху то, чему уделяется много внимания, учат на каждом шагу (это чистая прибыль).
И есть то, что скрыто под водой – это капитал. Этому обучают всего двое на моей памяти: Элияху Гордратт и Эдвардс Деминг.
А под водой скрыта большая часть айсберга и уделив внимание снижению капитала – можно значительно улучшить POE.
Например, Гугл привлекательнее для инвесторов, чем Газпром. У Газпрома деньги в вышках. У Гугла практические нет активов и огромная чистая прибыль.
Мотивация РОПу процентами от чистой прибыли: делать или нет?..
Давайте сначала поговорим про функциональные обязанности руководителя отдела продаж.
- Выполнение плана продаж (при рентабельности целевой, учитывая возможные скидки)
- Управление менеджерами, контроль и прочее…
- Собрать деньги
Если его задача продавать – где тут привязка в прибыли?.. Он не отвечает за прибыль в целом, поэтому и
привязывать его доход к этому показателю на мой взгляд ошибочно.
Капитал: складские остатки, дебиторская задолженность, основные средства, незавершённое производство, складские остатки.
Я рекомендую всю компанию ориентировать на POИ. И тогда вся система мотивации будет идти от того, что сам собственник понимает и числитель и знаменатель. Капитал разложить на блоки – появится мотивация для бухгалтеров, снабженцев и пр.
Что сделать:
- Распределить роли – кто за что отвечает в компании
- Прописать ЦКП для отдела и каждого из участников
- Прописать сбалансированные показатели ключевым лицам
Если на 10 % сократить складские запасы, рентабельность капитала возрастает – вся дробь растёт вверх.
Отсюда, например, сформировать KPI для кладовщика, чтобы постараться сложить товары компактней и сдать часть площадей в аренду.
Задача бизнеса – быть привлекательными для инвесторов.
Для этого собственник должен управлять рентабельностью капитала.
***
ДЗ
Разобрать формулу РОИ и особенно знаменатель: из чего в вашем бизнесе он складывается.
И из чего складывается знаменатель у Оганеза. Надо договориться до следующей встречи в чате.
Рекомендация по литературе:
Ирина Екимовских «Считай и богатей».